Тезаурус Внеконфессиональный духоный союз тезаурус.аутентизм.рф

АУТЕНТИКАЦИЯ Наша практика

(первые шаги на нашем пути)
Здесь основу текста составляет содержание брошюры, в которой АУТЕНТИКАЦИЯ представлена как система оздоровления.

Основное содержание брошюры «Аутентикация (система оздоровления). Методические рекомендации»*

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

«Аутентикация» — этот термин был введён в 1978 г. Семёновым Сергеем Петровичем для обозначения системы оздоровления, основанной на принципе аутентичности (от лат. authenticus — соответствующий самому себе).
Согласно этому принципу, человек наиболее здоров в том случае, если его образ жизни по всем параметрам соответствует индивидуальным генетически детерминированным, природным свойствам. Если же имеет место значительное несоответствие между природными свойствами человека и его образом жизни, развивается предрасположенность к тем или иным заболеваниям или даже сама болезнь. В последнем случае преодоление болезненного состояния предполагает в качестве обязательного условия устранение означенного несоответствия. А его уменьшение является способом снизить риск развития заболеваний вообще, и, следовательно, — способом оздоровления.

Согласно представлениям автора, та или иная степень несоответствия между индивидуальными свойствами человека и его образом жизни имеет место всегда, а потому всегда существует и необходимость в уменьшении этого несоответствия. Дополнительная мысль состоит в том, что современная цивилизация естественным образом усиливает означенное несоответствие, или противоречие.

Почему всегда существует противоречие между индивидуальной природой человека и его образом жизни?

Для того чтобы данное противоречие стало очевидным, достаточно ясно осознать, что человек — существо двойственной природы: биологической и культурной. При этом биологическая природа каждого человека в высокой степени индивидуальна, а культура является общей для многих людей. Отражая усреднённый опыт наших предшественников, культура естественным образом противоречит индивидуальности. И мера противоречия тем больше, чем оригинальнее человек по своим природным (генетическим) свойствам. Так, для большинства людей вполне допустимо потребление и различных растительных продуктов, и продуктов животного происхождения, и смешанных, но есть люди, которые по своим природным задаткам не могут потреблять без серьёзного вреда для себя либо то, либо другое, либо третье... Например, при оксалозе в диете следует ограничивать продукты растительного происхождения, богатые щавелевой кислотой; при подагре — продукты животного происхождения и бобовые — богатые пуриновыми основаниями; а при слабости пищеварительных желез — смешанные продукты. В известной мере подобное положение имеет место относительно удовлетворения любых потребностей. Поэтому определённая индивидуализация, отступление от норм воспринятой культуры в сторону приближения к своим природным способностям — универсальный способ оздоровления.
Фактически каждый человек, достигнув возраста умственной зрелости, склонен задаваться вопросом: «Как улучшить свой жизненный стиль?..» Если при этом есть осознание собственной индивидуальности, данный вопрос и ведёт к аутентикации — спонтанно... Такая спонтанная деятельность, направленная на приближение к самому себе, имеет много общего у всех людей, и это общее — суть «Аутентикации» как системы (об этом ниже — в специальном разделе).

Почему современная цивилизация углубляет противоречие между природными свойствами человека и его образом жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо принять в расчёт, что наша цивилизация по своей сути является товарно-денежной. Последнее, в частности, означает, что всё общественное производство нацелено не столько на удовлетворение природных человеческих потребностей, сколько на выручку денег от продажи соответствующих товаров. Любой товар — это не только средство удовлетворения той или иной человеческой потребности, но и одновременно — средство выручки денег... Поэтому, конкурируя друг с другом в условиях насыщенного рынка, товаропроизводители с необходимостью всё больше отступают в своих продуктах от натуральных свойств сырья, то есть от природных свойств. А человек эволюционно приспособлен к потреблению только натуральных продуктов, ведь его анатомо-физиологический и биохимический строй — плод долгой эволюции в более-менее стабильной среде. Следовательно, любые факторы денатурации, делающие природные продукты товарами, — суть факторы, противоречащие человеческой природе. А это значит, что каждый, кто потребляет в основном товары, производимые с помощью оригинальных современных технологий, обязательно приходит в противоречие со своей человеческой природой. Если данное противоречие слишком велико — имеет место болезнь... Осознание подобного положения вещей и коррекция собственного стиля жизни — это уже важный фактор индивидуации и оздоровления...

Конкуренция товаропроизводителей друг с другом давно обнаружила ещё одну магистраль их борьбы: человек не рождается с готовыми потребностями в чём-либо — их можно воспитывать, формировать... Поэтому на сей день наши современники воспитываются не как самоценные существа, но как потенциальные потребители тех или иных товаров, услуг. По мере всё большей денатурации последних человек, то есть потребитель, тоже должен становиться всё менее натуральным существом. Так, например, для потребления алкогольных напитков и табачных изделий надо иметь сформированную потребность в них, то есть быть алкоголиком, курильщиком... для потребления всё ширящегося круга современных лекарств надо быть всесторонне больным... и т. д. и т. п. Осознание того, что Вы по своему общественному воспитанию — не самоценное существо, но средство циркуляции денег, потребитель, — такое осознание само по себе для многих оказывается оздоравливающим, тем более если за ним следует отказ от  потребления наиболее вредных продуктов. И это легко понять: отказ от алкоголя, от табакокурения, сокращение потребления кофе, шоколада, высококалорийных продуктов etc. — всё это простые и надёжные рецепты оздоровления. И это аутентикация, ибо это возвращение к собственной человеческой природе, то есть к самому себе.

Чем отличается «Аутентикация» от других систем оздоровления?

Основное отличие «Аутентикации» от всех других систем оздоровления состоит в признании главным принципа аутентичности. А он предполагает необходимость соответствия не только общечеловеческой природе, но и, не в меньшей мере, индивидуальным особенностям. Дополнительное отличие состоит в признании двойственности человеческой природы. На этом основании аутентикация не есть простой призыв «Назад, к Природе!..» — Аутентикация ни в коей мере не предполагает отказа от культуры, но предполагает культурное самоопределение, то есть осознанное выяснение того, насколько та или иная общекультурная норма соответствует индивидуальным особенностям.
Итак, аутентикация — это Путь к самому себе, это поэтапное снятие противоречия между собственной биологически-индивидуальной природой и усреднённым культурным существом в самом себе, ведущим общепринятый образ жизни.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУТЕНТИКАЦИИ

По достижении умственной зрелости человек замечает описанное выше противоречие между собственной индивидуальностью и бездумно воспринятым от окружающих усреднённым образом жизни. С постановки вопроса об индивидуальном жизненном пути и своём стиле жизни начинается спонтанная аутентикация.
На первом этапе аутентикации человек начинает активно интересоваться различными системами оздоровления, а также способами развития отдельных способностей. Для нас своеобразной энциклопедией таких сведений является книга С.П. Семёнова «ГОР. Система психофизического самосовершенствования в ключе аутентикации» (СПб., МОО «ОАЗИС», 2002).

Общая траектория аутентикации имеет следующие этапы.
I этап. Предварительная коррекция стиля жизни на основе общих физиологических, психологических и культурных закономерностей.
В лучшем случае такая деятельность опирается на опыт человека, сведущего в этом вопросе.
II этап — индивидуация. Он состоит из нескольких стадий самоопределения. Рекомендуемая последовательность такова:
А. 1. Освоение базовой психотехники.
А. 2. Мотивационный анализ.
Б. Физиологическое самоопределение.
В. Культурно-социальное самоопределение.
Г. Духовное самоопределение.

На каждой из этих стадий решаются различные вопросы всестороннего личного самоопределения и различна роль руководителя.

А. 1. Освоение базовой психотехники. — Психотехника аутентикации отличается от классической аутогенной тренировки акцентом на поиске предписанных ощущений и состояния аутогенного погружения, а не на их внушении себе. Это отличие весьма существенно, ибо подобные аутогенные погружения позволяют практикующим постепенно обрести навык утончённого самовосприятия, который далее обеспечивает возможность достаточно точно отвечать себе на вопрос: «подходит мне это или не подходит?» А сам этот вопрос является главным движителем на пути аутентикации, ибо задаётся относительно всего.
Освоение базовой психотехники призвано дать человеку чувство внутренней уравновешенности, собранности, гармонии. С этим чувством человек может приступить к решению вопросов, относящихся к следующим стадиям. Практически большинство заинтересованных людей в состоянии освоить базовую психотехнику самостоятельно по книгам системы. Однако, как и на предыдущем этапе, многие нуждаются в руководстве. Если дело обстоит так, руководитель должен уметь проводить занятия группового гетеротренинга, когда он устно комментирует последовательность психотехнических действий.

А. 2. Мотивационный анализ. Предназначение данной стадии аутентикации — дать человеку осознание происхождения тех или иных особенностей его психологического склада и деятельности. В нашей практике методическим пособием является книга С.П.Семёнова «Мотивационный анализ. Инициальная версия». Фактически эта стадия самоопределения является главенствующей, ибо без выяснения истоков собственных оригинальных черт человек не может приблизиться к самому себе по психологическим причинам. И это действительно фундаментальный вопрос аутентикации: «Что во мне моё, а что привнесено социальной средой (родителями, обществом)?»
В лучшем случае руководителем на этом этапе движения к самому себе является человек, прошедший специальную подготовку по мотивационному анализу.

Б. Физиологическое самоопределение (физиологическая индивидуация).
Вопросы, решаемые на этой стадии, касаются удовлетворения основных физиологических потребностей на основе утончённого самовосприятия. Оригинальный материал, касающийся особенностей индивидуации в разных возрастах, представлен в книге «ГОР».

В. Культурно-социальное самоопределение. Исходя из чувства собственной индивидуальности, каждый человек в процессе аутентикации подходит к вопросам оптимизации своей социальной роли и культурной принадлежности. Практически в решении этих вопросов не может быть компетентных советчиков-руководителей. Хотя иногда возникают психологические вопросы, связанные с выработкой и принятием того или иного решения, — тогда уместно психологическое консультирование.

Г. Духовное самоопределение. Это поиск собственных ответов на вековечные общечеловеческие вопросы: о смысле человеческого существования, о его цели и т. п.
Ответы автора на все эти вопросы и указания относительно того, как их решать самостоятельно, содержатся в своде книг данной системы. В них же представлены и рекомендации относительно обращения к другим источникам духовных знаний. Потребность в руководителе на этом этапе аутентикации является вполне естественной, а в роли духовного руководителя, наставника может выступать лишь человек, достаточно продвинутый в своём духовном развитии.


*) С. П. Семёнов. Аутентикация (система оздоровления). Методические рекомендации. СПб., АОЗТ «ЛПК „ВИТА“», 1997.)