Мир — целое. Его целокупное бытие зиждется на основе субстанции, как особого уровня строения. По своим свойствам субстанция такова, что благодаря им она производит пространство, время и всё многообразие деталей мироздания, а вне пространства-времени — обеспечивает их единство. Поскольку субстанциально Мир — целое и ему присуща Жизнь, постольку он не просто целое, а Живое Существо. Наличие субстанциальной взаимосвязи всех деталей строения предполагает существование идеального плана бытия, в котором Мир как Живое Существо — Верховный Духовный Субъект.
Представление о том, что Мир — система, вызывает естественный вопрос: «Как же осуществляется целостность столь грандиозного масштаба? — Ведь известно,
что отдельные объекты во Вселенной отстоят друг от друга так далеко, что даже быстрейший из известных, световой процесс, и тот распространяется от
одного из них до другого иногда лишь за срок, превышающий продолжительность их существования... Как же тогда осуществляется взаимосвязь между ними?..
А если её нет, взаимосвязи, то и Мира как целого нет!.. И значит, центральное понятие само по себе ошибочно!..»
Действительно, в рамках современной научной картины Мира представление о нём как целом или системе весьма сомнительно... Во всяком случае, не менее
основательной кажется гипотеза о множественности Миров и об отсутствии какой-либо
взаимосвязи между ними.1
На чём зиждется наша уверенность в том, что Мир — universum, что он внутренне един? — Наша уверенность в этом основана
на интроспективном постижении
собственной природы, а также на доверии к аналогичному опыту других искателей Истины. В этом вопросе доказать кому-либо истинность своего вúдения
фактически нельзя, поэтому и я лишь формулирую наше представление о Мире, а не доказываю его.
Для объяснения того, каким образом такое миропонимание может согласовываться с современной научной картиной мира, мы используем концепцию
многоуровневого строения Универсума. Как всякая другая концепция, эта включает в себя и более или менее достоверные сведения, и гипотезы, то есть
предположения.
В известной мере эта концепция сейчас является уже и теорией, ибо достаточно многие научные факты хорошо подтверждают её.
Суть данной концепции может быть представлена в виде двух следующих положений:
1. Универсум имеет многоуровневое строение.
2. Среди прочих уровней строения Универсума особое положение занимает некий основной, или, иначе говоря, субстанциальный, на котором
пространства и времени нет, а потому посредством него всё в Мире тесно взаимосвязано...
Что такое уровень организации (= строения) Универсума? — Это совокупность всех реалий, имеющих примерно одинаковую величину. — Один уровень отличается от другого присущей ему мерой...
Для конкретизации данного понятия напомню о том, что хорошо известно относительно целого ряда уровней. До открытия микроскопа и телескопа пытливые умы могли только гадать насчёт устройства Мира как в сторону большего, так и меньшего масштаба... За последние столетия границы видимой части Универсума сильно раздвинулись и некоторые древние гипотезы стали теориями. Сейчас известно уже несколько уровней строения и в направлении увеличения масштаба, и в направлении уменьшения...
Явно больше привычного для людей уровня окружающих нас объектов, вещей — уровень планетарно-звёздный. Ещё сравнительно недавно господствовала точка зрения, согласно которой «небесная твердь вращается вокруг неподвижной Земли». Теперь мы знаем, что правы были древние мудрецы, заявлявшие обратное: «Земля вращается вокруг Солнца!» Ныне известно куда больше: Солнце с семьёй планет — лишь одна из многих и многих звёзд... Звёзды образуют многочисленные огромные скопления — галактики... Галактический уровень — явно особый уровень строения Универсума. Галактики тоже взаимодействуют, взаимосвязаны между собой, образуя грандиозные по своим размерам структуры.
Итак, вот ряд уровней в направлении возрастания их меры: привычный для нашего сознания уровень вещей (= вещный); планетарно-звёздный; галактический; супергалактический... — Что шире него? — Наверное, будут открыты новые уровни.
Та же картина многоуровневого строения Универсума наблюдается и вглубь, в сторону уменьшения масштаба, что хорошо известно, например, относительно устройства живых существ. Так, человеческое тело состоит из органов и тканей — это ещё уровень вещей. Однако уже давно был открыт уровень клеточного строения: каждая клетка тела — отдельный живой организм... Сейчас мы знаем о существовании молекулярно-атомарного уровня и уровня элементарных частиц... И может быть, элементарные частицы тоже делимы?!. — Однако, похоже, что ряд уровней не продолжается бесконечно ни вглубь, ни вширь: в обоих направлениях обнаруживается возрастание пространственно-временной неопределённости и, как следствие, — утрата меры... — Мы считаем это свидетельством существования среди прочих уровней особого — уровня всеобщей взаимосвязи. Для его обозначения можно использовать старинное слово «субстанция» и называть субстанциальным. А ещё подходящим является определение базисный, ибо на его основе (= базисе) вне пространства и времени осуществляется целокупность Универсума.
В вопросе о существовании субстанциального (= базисного) уровня аутентисты более всего полагаются на собственный духовный опыт: для людей, занятых интроспективным постижением реальности, наличие внутренней универсальной взаимосвязи искони было очевидным.